Первая (историческая) часть перевода статьи Эрика Хоффмана с аналогичным названием. Если найдёте ошибки или неточности, за указание на них буду благодарна.

Нечасто случается, что военное обмундирование превращается в украшение. Но именно это и произошло с китайскими кольцами для стрельбы из лука.

С древних времён стрельба из лука в Азии была хорошо развита как военное, охотничье и спортивное искусство. Детали снаряжения лучников найдены в китайских захоронениях, которым более 4000 лет. Монголы, завоевавшие Китай в 1271 году и основавшие династию Юань, своим успехом во многом обязаны навыку стрельбы из лука с лошади. Их снаряжение, методы и тактика позволяли им обстреливать цель не только спереди, но и сбоку, и сзади, поворачиваясь в седле галопирующей лошади, и не терять мобильность. Маньчжуры, завоевавшие Китай 400 лет спустя и основавшие последнюю династию, Цин, также были искусны в обращении с луком и стрелами. Их мастерское владение стрельбой – особенно с лошади, как и у монголов, – позволило относительно небольшой армии маньчжуров завоевать Китай и править там более 250 лет.

Ряд технологических новшеств внёс свой вклад в успех стрельбы из лука в северо-восточном Китае. Среди них было и использование лучниками защитных колец, называвшихся в Древнем Китае ши (she) (современное название баньчжи (banzhi)). Кольцо лучника надевается на большой палец той руки, которой лучник натягивает тетиву. Оно не только служит для защиты большого пальца, но и обеспечивает более точный выпуск. Во врезке показано, как на самом деле использовались лучные кольца.

Кольцо лучника ранней формы было найдено в захоронении Фу Хао, могущественной супруги четвёртого правителя династии Шан (1250 г. до н.э.). Как и у других лучных колец того же периода, у него есть специальная выемка для зацепления тетивы. Другие ранние лучные кольца, относящиеся к периоду династии Чжоу (ок. 1000 г. до н.э.), имели сбоку небольшой выступ. Археологи предполагают, что он помогал натягивать тетиву наподобие арбалетного спускового механизма, однако позже выродился в традиционное украшение. У некоторых ранних лучных колец, включая найденные в гробнице Фу Хао, было одно или несколько отверстий, позволявших лучникам подвешивать кольцо на запястье или пояс.

С помощью лука также охотились; такие охотничьи игры называли «гадальными костями» («oracle bones»), записи о которых встречаются более 3500 лет назад. Из военного ремесла и охоты стрельба из лука быстро перешла в ранг спортивного состязания, а позднее стала навыком, которым должен был, как ожидалось, мастерски владеть в Китае каждый культурный человек. До конца правления династии Мин (1368-1644) стрельба из лука оставалась одним из стандартных испытаний для лиц, претендующих на чиновничье звание.

Когда династия Цин пришла в упадок в конце 1800 гг., и Китай столкнулся с агрессией современных иностранных сил, стрельба из лука как военный навык утратила актуальность. Китайские учёные и знать вскоре оставили трудное дело совершенствования своего мастерства стрельбы из лука и носили лучные кольца на своих больших пальцах, намекая на умение, которым они, по правде говоря, не владели. На многих китайских портретах, написанных в XVII-XIX вв., изображены высшие чиновники и удачливые торговцы – те, кто очевидно не тратил много времени на стрельбу – с гордостью носящими свои лучные кольца. Из практичной детали военного снаряжения четырьмя тысячелетиями ранее лучные кольца превратились в модные украшения, статусный символ среди богатых и культурных.